Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушение требований закона по розничной продаже алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Ставропольского края

01.12.2015
Когда:
01.12.2015 @ 11:44 – 12:44 Europe/Moscow Часовой пояс
2015-12-01T11:44:00+03:00
2015-12-01T12:44:00+03:00

Законом Ставропольского края от 06 апреля 2015 г. № 35-кз  «О внесении изменения в статью 5.1 Закона Ставропольского края  «О некоторых вопросах розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Ставропольского края, внесении изменений в Закон Ставропольского края «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Ставропольского края» (далее – Закон Ставропольского края № 35-кз) на территории Ставропольского края введен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 23 часов до 10 часов, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива и пив­ных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальны­ми предпринимателями услуг общественного питания в случае необеспече­ния ими следующих требований: — наличие системы тревожной сигнализации; — наличие системы внутреннего и наружного видеонаблюдения с интегрированными техническими средствами, обеспечивающими некорректируемость и хранение фиксируемой информации; — наличие договора на осуществление частной охранной деятельности, предусматривающего обеспечение работы системы тревожной сигнализации и постоянное присутствие работников частной охранной организации на охраняемых объектах общественного питания. Согласно правовой позиции, отраженной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 47-АД14-6, нарушение выше­указанных норм законодательства образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП России) — нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продук­ции. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, согласно статье 28.1 КоАП России, являются: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП России, а также их рассмотрение осуществляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию (далее – комитет по лицензированию). Санкция части 3 статьи 14.16 КоАП России предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП России, являются должностные и юридические лица. Ответственность физических лиц санкцией части 3 данной статьи не предусмотрена. В процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории возникают ситуации, когда руководители предприятий общественного питания, по которым должностными лицами органов внутренних дел (полиции) составляются административные протоколы, используют  различные методы ухода от ответственности путем ее возложения на рядовых работников (физических лиц) данных организаций (барменов, официантов и т.д.), реализующих алкогольную продукцию. Для этого руководителями предприятий общественного питания издаются приказы о возложении на конкретных работников обязанностей по реализации алкогольной продук­ции с соблюдением действующего законодательства или организуется ведение журналов инструктажей работников, подтверждающих их ознакомление с правилами розничной продажи алкогольной продукции. В последующем, копии указанных документов предоставляются в суд в качестве доказательств невиновности руководителя организации или индивидуального предпринимателя. В целях устранения подобной негативной практики, должностным лицам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях,  предусмотренным частью 3 статьи 14.16 КоАП России, необходимо иметь ввиду, что правила розничной продажи алкогольной продукции, в соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 г. № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», определены, в том числе Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г.  № 55 (далее – Правила продажи отдельных видов товаров). Пунктом 2 Правил продажи отдельных видов товаров установлено, что под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи. Таким образом, решения судов о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП России, или о признании незаконным постановления о наложении административного штрафа, вынесенного в отношении юридического лица по причине возложения ответственности за соблюдение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на рядового работника (физическое лицо), будут являться необоснованными и подлежат обжалованию в вышестоящий суд.